Меню

Кто в байдарке главный?

Распределение ролей в гребле на байдарках (каяках)
Совместный сплав на байдарке – увлекательное путешествие для любителей походов и настоящих романтиков. Но, как в любом командном спорте, оно таит в себе испытания и настоящую работу не только физического характера. Перед тем как отчалить от берега, хорошенько подумайте, кто будет сидеть на носу, а кто у кормы лодки.

Матрос - гребёт и задаёт темп, а капитан - рулит и гребёт

Традиционно, в российском байдарочном туризме, а ему именно в рекреационном виде, уже порядка 60 лет, гребец на носу байдарки называется "матрос", а за ним, ближе к корме, сидит "капитан". В этих "званиях" и кроется ответ на вопрос "Кто в байдарке главный?". Главный, разумеется, капитан - он управляет направлением движения байдарки, являясь одновременно и рулём и одним из моторов.

Принципы рассадки в байдарке и варианты сочетания гребцов

Распределение ролей в байдарке происходит про принципу опыта и силы. Если кратко: тот, кто сидит на носу, должен всего лишь грести и задавать темп, а тому, кто сидит у кормы придётся еще и управлять лодкой, а это самая трудоёмкая и немного нервная работёнка.

1. Опытный + опытный. Назад, на место капитана, лучше посадить тяжёлого и/или высокого: вес в байдарке стараются сдвигать ближе к задней части плавсредства. Байдарка, особенно с выраженным носовым форштевнем, которая перегружена на носовую часть, хуже управляется и сильнее "рыскает" даже на спокойной воде.

2. Опытный + новичок. Опытного гребца лучше посадить назад: он умеет держать курс, а грести, даже если ты первый раз в байдарке, всё же проще чем рулить. Более того, опытный гребец, сидя сзади, видит ошибки новичка и может их корректировать, обучая того технике гребли.

3. Новичок + новичок. Как и в случае с опытными гребцами, здесь лучше сместить вес назад. Однако, если гребец тяжёлый, но физически слабый, то разумно место рулевого уступить более крепкому участнику: так экипаж потратит меньше сил на удержание курса и маневрирование.

Влияние сил, опыта, веса и маршрута на рассадку в байдарке

Обратите внимание, что распределение в первую очередь идёт пот принципу опыта, во вторую очередь по принципу силы и в третью очередь по принципу веса. В некоторых байдарках, в силу особенностей конструкции, может быть ещё один вариант распределения - по росту. Т.е. если новичок 200 см ростом и просто не влезает на место матроса, то опытный участник может уступить место капитана. В данном случае нужно смотреть на требования к рулевому по части сложности выбранного маршрута: на лёгком сплаве можно поиграть с рассадкой в угоду комфорта, но на сложном комфорт вторичен, а во главе идёт безопасность.

Может ли в байдарке рулить матрос?

Перо руля у подавляющего большинства судов расположено сзади: такова гидродинамика. Поэтому эффективность руления выше у гребца, сидящего в кормовой части байдарки - капитана. Может ли матрос рулить? Да, он может пытаться подруливать, но при тех же трудозатратах, КПД от его действий будет кратно меньший, чем у капитана. Здесь же кроется ответ на распространённое у новичков заблуждение, что байдарка "плывёт не туда" из-за действий матроса: нет, за направление движения отвечает только капитан и только его неумелые действия вина тому, что байдарка не держит нужный курс.

Нужно ли в байдарке грести синхронно?

Если в идеале, то да, нужно: так байдарка будет плыть быстрее. Но ситуации, гребцы и водоёмы бывают разные. В некоторых моделях байдарок расстояние между гребцами просто не позволяет грести асинхронно - они начинают "стукаться" и цепляться вёслами. Но во многих моделях рассадка всё же позволяет грести как кому удобно. И это изрядно облегчает жизнь слабо подготовленным и разношёрстным экипажам, ведь одна из главных причин конфликтов между гребцами в байдарке - это гребля - сила, техника и темп.

Рассадка в трёхместной байдарке

В "трёшке" должность центрального гребца, такая же как у переднего - матрос. В трехместной байдарке важно работать синхронно: в немногочисленных 3-местных моделях расстояние между гребцами просто не допускают асинхронной гребли. Капитан должен пытаться погружать весло в воду одновременно с теми, кто сидит впереди: байдарка будет плыть быстрее, если гребцы будут работать дружно в такт.
Стать главным в байдарке можно тут:

ФОТОГРАФИИ: СПЛАВ НА БАЙДАРКАХ ПО ПЕТЕРБУРГУ


ПОДЕЛИТЕСЬ СТАТЬЕЙ

Если Вам понравилась наша статья, поделитесь с друзьями. Вместе интереснее!

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ